28.11.2021
Устройство автоматической коробки передач АКПП
Автор: annetkas    24.07.2011 18:02    Печать

Если сердце автомобиля – это мотор, то его мозг – автоматическая коробка передач. Именно это устройство и заставляет ваше авто двигаться – медленно или быстро, вперед или назад. АКПП, иначе говоря, трансмиссия, передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам, задавая им скорость вращения и направление.

Если сердце автомобиля – это мотор, то его мозг – автоматическая коробка передач. Именно это устройство и заставляет ваше авто двигаться – медленно или быстро, вперед или назад. АКПП, иначе говоря, трансмиссия, передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам, задавая им скорость вращения и направление.

Каждый уважающий себя автовладелец должен знать, каковы же устройство и принцип работы автоматической коробки передач.

Устройство АКПП довольно-таки несложно: трансмиссия состоит из нескольких частей –  гидротрансформатора, механической планетарной коробки передач, насоса рабочей жидкости (шестеренного насоса) и система охлаждения рабочей жидкости.

В переднеприводных легковых автомобилях в устройстве АКПП предусмотрены главная передача и дифференциал.

Гидротрансформатор располагается на маховике двигателя автомобиля и состоит из насосного и турбинного колес, реактора (иначе - статора) и механизма блокировки (блокировочная муфта) и обгонной муфты (муфты свободного хода). Внутри  гидротрансформатора находится масло. При работе двигателя насосное колесо заставляет масло двигаться по обгонной муфте, что, в свою очередь, приводит к вращению реактора и турбины. Пришедший в движение реактор увеличивает крутящийся момент до 3 раз.

В некоторых режимах гидротрансформатор выделяет больше тепла, нежели двигатель. Поэтому устройство современных АКПП снабжено механизмом блокировки, позволяющим экономить топливо. Как правило, блокировка включается автоматически, при достижении автомобилем определенной скорости - обычно свыше 70 км/ч или на 3-4 передаче (в случае с электронным управлением АКПП, согласно заложенной в компьютер программе). В результате расход топлива в условиях шоссейной дороги, а также при торможении, у автомобиля с АКПП остается таким же, как у автомобиля с механической коробкой.

Благодаря наличию в автомобилях с АКПП гидротрансформатора, переключение передач происходит мягко, без рывков и толчков, которые часто сопровождают езду на автомобиле с механической коробкой.

Принцип работы автоматической коробки передач сводится к тому, что водитель не участвует в непосредственном переключении скоростей. Это делает автоматика – при участии гидротрансформатора. Однако гидротрансформатор – не универсальное устройство, и в АКПП имеется еще и планетарная коробка передач.

Планетарная коробка передач – это механизм, необходимый для ступенчатого изменения крутящего момента, а также для движения автомобиля задним ходом. Механическая коробка в составе АКПП состоит из нескольких, чаще всего двух, последовательно соединенных планетарных редукторов (планетарных рядов). Они, в свою очередь, состоят из солнечной шестерни, сателлитов, коронной шестерни и водила. Соединение планетарных редукторов позволяет обеспечить механизму необходимое число ступеней работы - в современных авто от 6 до 8 ступеней.

Насос рабочей жидкости запускается ступицей гидротрансформатора и, как можно догадаться по названию, обеспечивает циркуляцию рабочей жидкости в АКПП. Масляная жидкость очень быстро нагревается, это не лучшим образом влияет на сохранность механизмов АКПП. Поэтому в устройстве автоматической коробки передач присутствует и система охлаждения рабочей жидкости. В некоторых автомобилях охлаждение масла происходит в специальном теплообменнике (охладителе), принадлежащем системе охлаждения двигателя. В других моделях для этого имеется отдельный радиатор рабочей жидкости.

Эксплуатация автоматической коробки передач в большинстве случаев не представляет никаких проблем. Однако для того, чтобы они не появились, необходимо своевременно производить диагностику, а в случае обнаружения каких-либо неполадок – ремонт АКПП.

Устройство АКПП таково, что ее ремонт, в большинстве случаев, не подразумевает замены всей коробки. Как правило, ремонт требуется отдельным устройствам в составе АКПП. Полная замена автоматической коробки передач требуется лишь при запущенных неполадках в системе Автоматической коробки передач.

 

Афоризмы для размышлений

Когда говоришь, руками не размахивай – это знак безумства. Хилон

Примечание об ответственности за содержание статей

Информация в статьях этого раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой каталога статей Jerbo.ru. Мнение сотрудников и администрации белого каталога статей Jerbo может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела, и остаются на усмотрение авторов статей.

Использование (копирование) материалов каталога статей Jerbo.ru разрешается только при использовании активной ссылки на каталог http://jerbo.ru.