17.09.2021
Секреты общения, необходимые каждому
Автор: Владимир    10.07.2011 00:48    Печать

Заботясь о своём имидже и социальном престиже, многие часто забывают, что на самом деле определяет наш статус в общественных хитросплетениях. Ошибки, которые допускаются, могут быть непоправимыми и, зачастую, роковыми. Итак, о том, как произвести нужное первое впечатление и контролировать процесс развития любым взаимоотношений, пойдёт речь в данной статье.

Ежедневно каждый человек встречает незнакомых людей, вступает в коммуникацию и заводит новые знакомства. Вновь приобретённые собеседники могут быть для нас как частью рабочего процесса, так и отрадой после тяжёлого дня. В любом случае, для того, чтобы получить максимум удовольствия или пользы от новой встречи, нам необходимо владеть как можно более достоверной и полной информацией о собеседнике, а иногда — получить преимущество в коммуникации. Остро может встать вопрос завоевания лидерства в незнакомом коллективе или неформальной группе.

Среди психологов существует точка зрения, что своё мнение о человеке мы формируем в первые 10 секунд контакта с ним. За эти мгновения мы оцениваем внешность, одежду, походку, манеру держать себя, мимику, а также тембр голоса и, возможно, особенности рукопожатия. Наше подсознание обрабатывает все полученные невербальные сигналы и создаёт базу, на которой будут развёртываться дальнейшие отношения с новым собеседником. Наверняка, вы можете вспомнить много случаев, когда вам приходилось рассказывать другим своё мнение о человеке, общение с которым длилось меньше минуты.

Что же происходит в эти волшебные 10 секунд? Специалисты по социальной психологии выделяют группу так называемых эффектов межличностного восприятия, которые срабатывают всякий раз, когда мы встречаем нового собеседника. Собственно, всё составленное впечатление о человеке, с которым вы только что познакомились, зависит от действия именно этих механизмов. Понимание их работы поможет вам контролировать впечатление, которое производите вы, и управлять действием, оказанным на вас собеседником.

Наиболее изученным среди таких эффектов является галоэффект. Суть его в том, что общее впечатление, которое оказал на вас человек, будет распространяться на другие его качества, для вас неизвестные. К примеру, если кто-то вам очень понравился, что называется, с первого взгляда, и вам зададут вопрос о, скажем, его интеллектуальных способностях, то вы склонны будете оценить их очень высоко, даже если это не соответствует действительности. К слову, этот же эффект вынуждает нас приписывать большее количество положительных качеств красивым незнакомцам, по сравнению с людьми обычной или непривлекательной внешности.

Во взаимосвязи с описанным эффектом находятся эффекты "первичности" и "новизны". Когда мы воспринимаем абсолютно незнакомого человека, доминирует эффект "первичности". Он вынуждает нас руководствоваться самой первой информацией, полученной о человеке. Допустим, что кто-то подходит к вам, ссутулив плечи, низко опустив голову, и нерешительно поглядывает на вас исподлобья, то, вероятно, что при дальнейшем общении, вы будете исходить из того, что ваш оппонент неуверенный в себе, робкий человек.

Эффект "новизны" действует противоположным образом.  Действует этот эффект с уже знакомом человеком таким образом, что самая последняя, то есть, новая информация о нём становиться для нас наиболее важно и весомой для его дальнейшего восприятия и оценки. Вспомните, вам наверняка случалось слышать о себе, или говорить другим слова, вроде: "Когда я впервые тебя увидел, то подумал, что ты надменный и гордый человек, ведь ты так смотрел на всех и вёл себя, а теперь я понимаю, что ты совсем другой!" В этой, и подобной ей, фразе отражено действие 2-х последних эффектов.

Следующий эффект — "эффект "проекции" — также является очень важным для процесса знакомства.  Он заключается в том, что мы склонны приписывать собственные положительные характеристики приятному для нас человеку, и недостатки, которые есть в нас самих, — неприятному.

Отрицательные последствия для публичных ораторов может нести эффект "бумеранга". Согласно ему, информация, которую предъявил выступающий, может иметь последствия, противоположные тем, которые он пытался достичь. Это может происходить потому, что аудитория или отдельный человек испытывают неприязнь к говорящему.

И последний эффект — эффект "иллюзии взаимности" —  может исказить верное восприятие нами других людей.  Из-за данного явлени люди склонны думать, что к ним относятся так же, как они сами относятся к другим. Например, вы опрометчиво можете подумать, что прохожий отвёл от вас взгляд, потому что ваша внешность показалась ему непривлекательной. Ведь вы сами делаете так, когда видите перед собой некрасивого человека.

Все перечисленные эффекты дополняют друг друга и работают совместно. В самом широком смысле они служат для создания социальных стереотипов. Все мы разбиваем людей на группы по определённым параметрам — национальной принадлежности, возрасту, социальному статусу, профессии и т.д. На основе таких стереотипов, мы, без затрат большого количества умственной энергии и без наличия обширных сведений о конкретном человеке, сразу определяем, как нам себя с ним лучше вести и чего от него можно ожидать.

Думаю, нет необходимости упоминать о том, какое серьёзное значение имеют описанные феномены для построения романтических отношений или деловых контактов, и как каждый человек может повысить личную и социальную эффективность, правильно управляя ими.

 

Афоризмы для размышлений

Да не изрекают уста твои слов, которые не обдуманы в сердце. Ибо лучше споткнуться мысленно, чем споткнуться в разговоре. Писец ассирийского царя Синахериба (время правления 705—681 гг. до н.э.)

Примечание об ответственности за содержание статей

Информация в статьях этого раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой каталога статей Jerbo.ru. Мнение сотрудников и администрации белого каталога статей Jerbo может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела, и остаются на усмотрение авторов статей.

Использование (копирование) материалов каталога статей Jerbo.ru разрешается только при использовании активной ссылки на каталог http://jerbo.ru.