27.11.2021
Сравнение вариантов проектирования при инженерных изысканиях
Автор: Александр    14.12.2012 18:37    Печать
При проектировании инженерных сооружений возможно появление нескольких инвариантных проектных решений, которые в разной степени удовлетворяют решаемым задачам. Любое такое решение является вариантом.Как правило, при инженерных изысканиях возникает не менее двух, а то и более вариантов, иногда не менее пяти.

При проектировании инженерных сооружений, особенно гидротехнических или транспортных возникает несколько возможных проектных решений, которые в той либо иной степени удовлетворяют поставленным задачам. Любое такое решение называют вариантом.Как правило, при инженерных изысканиях возникает не менее двух, а то и более вариантов, зачастую не менее пяти. При сравнении этих конкурирующих вариантов, можно найти оптимальное решение задачи. Рассматривать большое количество вариантов нецелесообразно, поскольку в этом случае преимущество одного из вариантов над другим часто оказывается малосущественным, а проведение расчетов по большому числу вариантов увеличивают сроки принятия окончательного проектного решения.

Появление разных вариантов возможно и при титульных, и при проблемных экономических изысканиях. При титульных изысканиях проводится, так называемое, внутриобъектное сравнение вариантов.Внутриобъектное сравнение вариантов, как правило, проводится по техническим и экономическим показателям. Экономические показатели каждого варианта находят отражение в сметной документации. При расчете стоимости по вариантам ведется с учет затрат на строительство и последующий период нормальной эксплуатации объекта. При подсчетах стоимости планируемого строительства надо учитывать два главных вида затрат:

прямые затраты необходимые непосредственно на строительство сооружения, дополнительные затраты на другие виды работ, которые обусловлены строительством сооружения.

Прямые затраты включают в себя стоимость рабочей силы, готовых конструкций, стройматериалов, транспортные расходы, траты на эксплуатацию строительных машин, электроэнергию и пр. Прямые затраты характеризуют, к примеру, стоимость одного кубического метра земляной плотины, одного погонного километра дороги, тоннеля или трубопровода.Наличие дополнительных затрат обуславливается тем, что возводимый объект приходит в соприкосновение и взаимодействие с прилегающей местностью и в той ИЛИ ИНОЙ степени воздействует на окружающую среду. Так, строительство плотины на реке приводит к образованию водохранилища, и образуется множество объектов, попадающих в зону его распространения, которое требует их защиты, переустройства или переноса. При этом такие объекты, как линии электропередач, линии связи, сельскохозяйственные угодья, дороги целиком утрачиваются. На все это требуются значительные дополнительные денежные затраты и наносится ущерб хозяйству.Размеры этих дополнительных затрат зависят от типии и вида сооружения. Как следует из приведенного выше примера, при строительстве гидроэлектростанции дополнительные затраты могут быть очень значительными. Гидротехническое строительство имеет суще-ственные дополнительные затрат еще и потому, что размер их в определенной степени оказывает влияние на основные параметры объекта. В самом деле, чем больше высота напора воды, тем больше мощность гидроэлектростанции. Одновременно с увели¬чением высоты напора увеличивается и площадь затопления, зачастую очень резко, а, следовательно, возрастают дополнительные затраты. В любом случае только материалы, полученные в результате экономических изысканий, позволяют определить оптимальный вариант проектного напора гидроэлектростанции, то есть одного из главных параметров гидротехнического объекта.Влияние дополнительных затрат на конечную стоимость других видов сооружений, как правило, меньше и влияние их на технические характеристики сооружений не столь велико.При строительстве линейных сооружений, обеспечивающих передачу электроэнергии, транспортировку топлива и сырья (трубопроводы), перевозку пассажиров и грузов (железные и дороги автомобильные), важное значение для проектирования имеет экономическая трассировка.Трассированием называется процесс отыскания на местности и карте расположения оси линейного сооружения, которое наиболее целесообразно. Точное положение линейной трассы на местности определяется на основе технических (инженерно-геологических) изысканий.При разметке трассы руководствуются географическими и физическими характеристиками местности. Особое внимание обращают на места, которые имеют неблагоприятные грунтовые условия. При экономических изысканиях трасс необходимо изучать настоящее состояние и перспективы хозяйственного и экономического развития региона, выявлять общее направление трассы и все промышленные, населенные пункты и сельскохозяйственные центры, возле которых должна пройти трасса. Для этого необходимо исследовать территорию, которая в дальнейшем будет включена в сферу влияния проектируемой трассы. Эта территория носит называние района тяготения. При определении общего направления трассы и района тяготения в обязательном порядке учитываются физико-географические параметры местности.Район тяготения обозначается на существующей карте. В зависимости от протяженности трассы и ее назначении используются карты масштабами 1:50000 – 1:200000.В последующем определяется общая загрузка проектируемой трассы и иные показатели, являющиеся исходными для установления параметров трассы и сооружений (принятия проектных решений) и проведения инженерных изысканий.

 

Афоризмы для размышлений

На вопрос, почему он [Солон] не установил закон против отцеубийц, он ответил: «Чтобы он не понадобился». Солон

Примечание об ответственности за содержание статей

Информация в статьях этого раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой каталога статей Jerbo.ru. Мнение сотрудников и администрации белого каталога статей Jerbo может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела, и остаются на усмотрение авторов статей.

Использование (копирование) материалов каталога статей Jerbo.ru разрешается только при использовании активной ссылки на каталог http://jerbo.ru.