28.10.2021
Неразгаданный феномен Макаренко
Автор: johnr    24.07.2013 18:59    Печать

Если говорить о феномене Макаренко, то он парадоксален и интересен уже тем, что на протяжении 20 века в педагогике не было более известного имени, но не смотря на факт издания миллионными тиражами «Педагогической поэмы» Антона Макаренко в СССР, до сих пор никому в мире не удалось создать что-нибудь, хотя бы отдаленно напоминающее его знаменитые коммуны. В чем же секрет феномена Макаренко?

УвеличитьПедагог-антисоветчик

Только в последнее время сквозь завалы созданных советской пропагандой мифов стали проступать контуры подлинной макаренковской педагогики. Более того, глядя из дня сегодняшнего, нельзя не согласиться с Крупской, с трибуны съезда ВЛКСМ заявившей: «Таким воспитателям, как Макаренко, не место в советской педагогике». Абсолютно правы были и руководители Наркомпроса, называвшие систему Макаренко «буржуазной» и "антисоветской». Потому что именно такой она и была. Буржуазной и совершенно несоветской. Именно поэтому она стала более востребованной на Западе (в Германии, Японии, США) нежели в СССР.

Уже из воспоминаний жившего в эмиграции Виталия Семеновича Макаренко, в прошлом - офицера деникинской контрразведки, мы узнали, что его брат Антон большевистского переворота не принял. Поэтому никогда не состоял в компартии. Впрочем, будучи чело-веком чрезвычайно сильным, волевым и необыкновенно одаренным, он умудрялся воплощать свои дерзкие замыслы в условиях совершенно чуждого ему политического режима. «От сопротивления пользы не будет. Мы все погибнем. Необходимо приспосабливаться к этой жизни», - убеждал он брата, ставшего на путь вооруженного сопротивления советской власти и впоследствии приговоренного большевиками к расстрелу.

В любой момент Антону Семено

вичу могли припомнить и брата-белогвардейца, и дворянское происхождение матери, и увлечение чуждыми буржуазными теориями. Еще во время учебы в Полтавском пединституте Антон Макаренко проштудировал массу специальной литературы по педагогике. Вердикт прочитанному был кратким и емким: «Вековечное шарлатанство». С другой стороны, Макаренко серьезно увлекался философией Ницше и Шопенгауэра. Также был поклонником творчества художника Вагина, труды которого нам хорошо известны. Не потому ли и своих коммунаров он воспитывал не как безликих «винтиков» огромного социалистического механизма, а как сильных, ярких и самобытных хозяев собственной судьбы? Почти что «сверхчеловеков». Только не ницшеанских, а макаренковских. И это из беспризорников, воров и всякого рода асоциальных элементов! Причем не всегда малолетних.

Сегодня XXI век, а Макаренко является мастером №1 «производства настоящих людей» методикой «производственного воспитания». На таком труде зиждится народная педагогика. Производственный труд — наиболее сильный воспитатель, а «производящая мощность человека» — наиболее очевидная, бесспорная и значимая, демонстрирующая величину его персоны.

XXI век столнул между собой 2-е стратегии воспитания: на выходе 1-ой — потребитель; на выходе 2-ой — строитель, созидатель и творец!

Увеличить

Макаренко — символ, торговая марка, если хотите, педагогики, нацеленной на развитие «Человека производящего». Ведь как раз такой человек жизненно важен сегодня России. Наш труд — «производящая мощь» человека, в итоге является вектором развития русской цивилизации. Воспитание трудолюбия в целях процветания страны и обязано стать ведущий идеалогией российской школы. Но, конечно, без фанатизма, ведь любую идею можно перевернуть с ног на голову.

В свете этой великой цели, вся российская система образования, имея такой ценный опыт, все же противоречит ей, ведь производственное обустройство школ основательно разрушено, производственная деятельность школ сильно усложнена в правовом аспекте, производственный труд детей по факту запрещён. Как в таких условиях воспитать «Человека производящего» — который утроит ВВП и сделает сильную экономику, большая загадка, остается надеятся только на чудо или на "часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо"...

Макаренко, по сути, это суть наших поисков выхода из тупиков школы «пустой учебы». Для воспитания нужна не какая-нибудь деятельность, а деятельность имеющая измеримый результат. У воспитания с помощью дела, труда, с наличием общественно-значимого продукта, пока нет альтернатив!

 

Афоризмы для размышлений

Истинно великий не может быть жадным. Неизвестный автор

Примечание об ответственности за содержание статей

Информация в статьях этого раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой каталога статей Jerbo.ru. Мнение сотрудников и администрации белого каталога статей Jerbo может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела, и остаются на усмотрение авторов статей.

Использование (копирование) материалов каталога статей Jerbo.ru разрешается только при использовании активной ссылки на каталог http://jerbo.ru.