23.09.2021
Видение Рафаэля
Автор: Шекспир    15.03.2011 19:34    Печать
Вдохновение поэтов и художников издавна служило для света поводом к спорам и их предметом. Людям обыкновенным не дано понять его, и они составляют себе о нем ошибочные и ложные представления..И потому об откровениях гениев искусства пишут и болтают столько же вздора — будь то в рамках всяких систем или вне их, последовательно или непоследовательно, как и о чудесах нашей святой веры. Так называемые теоретики и систематики описывают нам вдохновение художника понаслышке и совершенно довольны собой, когда им удается облечь в слова свои суетные и невежественные умствования по поводу того, что облечь в слова невозможно и значения чего они не понимают.

 

Они говорят о художественном вдохновении как о предмете, находящемся у них перед глазами; они объясняют его и рассуждают о нем; однако по всей справедливости им следовало бы краснеть, произнося это священное слово, ибо они даже не понимают, о чем говорят.

Каким только обилием ненужных слов не грешили многомудрые писатели новейшего времени, говоря об идеальном в изобразительном искусстве! Они признают, что художник или же ваятель,приходит к своим идеалам более исключительным путем, чем путь обычного опыта; они соглашаются, что это происходит неким таинственным образом; и все же они внушают себе и своим ученикам, что они якобы знают, как именно; похоже, что им было бы стыдно, если бы в глубине человеческой души оставалось скрыто хоть что-нибудь, чего они не могли бы объяснить любознательным молодым людям.

Есть и другие — и впрямь неверующие и ослепленные, те с издевательским смехом совершенно отрицают присутствие божественного во вдохновении художников и не признают, что эти редкие и возвышенные души особо взысканы небесами, ибо сами они слишком, слишком от них далеки.

Они, однако, меня нисколько не занимают, и не о них здесь речь.

Однако же мне хотелось бы вразумить тех лжемудрых, о ком я говорил ранее. Они наносят ущерб юным душам своих учеников, произнося перед ними приговоры о божественных предметах столь же смело и легкомысленно, как если бы то были предметы человеческие, и тем самым внушая им безумную мысль, что в их власти дерзко вырвать своей рукой то, что величайшие мастера искусства получили — скажу прямо — как дар свыше.

До нас дошло много преданий, писаных и изустных; не одно мудрое слово, принадлежащее великим художникам, передается из уст в уста; как же могло случиться, что эти слова и предания вызывали лишь равнодушные восторги, но никого не натолкнули на догадку о сущности святая святых искусства, скрытой под ними? Что никто не признал и здесь, как во всей природе, перста божьего?

Что до меня, то я издавна лелеял в себе эту веру; теперь же моя смутная вера просветлела до яснейшего знания.

Сколь счастлив я, что избран небом приумножить его славу, найдя убедительное доказательство одного из его непризнанных чудес; мне удалось воздвигнуть еще один алтарь во славу божию...

Рафаэль, словно солнце блистающий среди других художников, оставил нам в одном из своих писем к графу Кастильоне слова, которые мне кажутся дороже золота и к которым я ни разу не обратился, не ощутив тайного благоговения и преклонения в своей душе.

«Оттого что дано нам видеть столь мало женской красоты, я всегда обращен к некоему образу, представляемому мною и нисходящему ко мне в душу» .

И как же глубока была моя радость, когда мне недавно открылся истинный смысл этих исполненных значения слов.

Я просматривал собрание старых рукописей в нашем монастыре, изучал характеры героев, и среди вороха запыленных ненужных перга-ментов мне довелось найти несколько листков, исписанных рукой Браманте,— право, ума не приложу, как они сюда попали. На одном из листков было написано то, что я сейчас, не тратя лишних слов, переведу на наш язык.

Вот что рассказал мне -дорогой мой друг Рафаэль, и я счел это чудо столь замечательным и столь важным, что решил записать его для услаждения собственного духа».

Таково содержание бесценного листка, попавшего ко мне в руки. И теперь становится понятно, что имел в виду божественный Рафаэль, когда говорил:

«Я обращен к некоему образу, представляемому мною и нисходящему ко мне в душу».

Теперь, узнав об этом явном чуде божьего всемогущества, поймут ли, что в этих простых словах невинного душой Рафаэля высказан великий $ глубокий смысл? Неужели не поймут наконец, сколь кощунственна вся невежественная болтовня о вдохновении художника, не убедятся, что здесь речь идет не о чем ином, как о непосредственной помощи свыше?

Но я не прибавлю ничего более, дабы читатель сам со всею серьезностью поразмыслил о столь важном предмете.

 

Афоризмы для размышлений

В счастье не возносись, в несчастье не унижайся. Клеобул

Примечание об ответственности за содержание статей

Информация в статьях этого раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой каталога статей Jerbo.ru. Мнение сотрудников и администрации белого каталога статей Jerbo может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела, и остаются на усмотрение авторов статей.

Использование (копирование) материалов каталога статей Jerbo.ru разрешается только при использовании активной ссылки на каталог http://jerbo.ru.