24.11.2017
Цель и спонтанность: найти золотую середину
Автор: Сержио Пепперони    01.10.2017 23:40    Печать
Любая импровизация даёт нам чувство свободы, но нельзя забывать и о её цели.

Любая импровизация – что на сцене, что в жизни – даёт нам ни с чем не сравнимое чувство свободы: вариативность решений, бесконечное количество направлений движения. Вместе с тем нельзя забывать и о цели: если речь о сценической импровизации, то у неё должна быть некая сверхзадача; в жизни также присутствует определённый вектор развития.

Импровизаций без темы и смысла не бывает. Актёры собираются на сцене, чтобы вместе создать историю и показать её зрителям. Дома импровизация помогает нам строить отношения, поддерживать общение. На работе, где, казалось бы, в большей степени всё подчиняется правилам и инструкциям, импровизация позволяет неформально подойти к решению тех или иных задач, улаживает конфликтные ситуации.

Таким образом, ни на секунду нельзя забывать о цели, но нельзя допускать, чтобы она полностью завладела нами и превратилась в программу, которая управляет нами. Как же добиться этого баланса, пресловутой золотой середины между целью и спонтанностью? Поможет основа любой импровизации – осознанность.

Играя на сцене или импровизируя в жизни, не спрашивайте себя «Что я хочу сделать?». Правильный вопрос: «Что мне нужно сделать для достижения цели?». Разница здесь принципиальная: первый вопрос носит эмоциональный характер, второй – логический. Эмоции – это своего рода бульон в котелке идеаторной сферы, в котором плавают убеждения и мотивы. Целостность эмоционального интеллекта трудно переоценить, его повреждения приносят страдания, но чувства – такие изменчивые и недолговечные – никак не могут быть опорой в движении, уступая место чётким логическим построениям.

Сохраняя приверженность цели, мы учимся ещё одному столь важному в импровизации качеству – ответственности. Выходя на сцену играть импровизационный этюд, актёр подобен ребёнку, которого бросили в воду, чтобы научить плавать: сценария нет, суфлёра – и подавно, есть партнёр, предлагаемые обстоятельства и зрители, которые с нетерпением ждут зрелища. Так и в жизни – за то, что придётся сделать для достижения цели, равно как и за бездействие, мы в полной мере несём ответственность.

Получается, каждый из нас, как человек импровизирующий, создающий в игре реальность, принадлежит к пространству, которое обозначено кривыми, пересекающимися в точках цели и спонтанности. Это многомерное пространство, в нём можно двигаться куда угодно, главное – не забывать о цели.