23.11.2017
Неприступная романская и нарядная барокко
Автор: Иван59    30.03.2016 09:12    Печать
История возникновения создания кованых заборов. Украшения в эпоху раннего ренессанса. Этапы развития ковки на заборах. Стиль Барокко.

Самые древние металлические решетки встречаются в культовых сооружениях Англии, Франции и Италии - по сравнению с церковной светская архитектура стояла на значительно более низкой подножки обновления.

Романские решетки ХI-ХII веков собирали из вертикальных прутьев; промежутки меж ними заполнялись симметрично расположенными плоскими спиралями, четырехлепестковыми листьями клевера и другими узорами, не выходящими за пределы рамы решетки. Рамы изготовляли из плоских четырехгранных прутьев, соединенных с помощью связей и стальных прутьев.

В готическую эпоху кроме монументальных церковных заборов из железных прутьев ковали и грациозные решетки для дарохранительниц. Растительный орнамент часто золотили для усиления декоративного эффекта.

Настоящий расцвет кованых заборов и решеток в гражданском возведении относится к эпохе Ренессанса. В Италии широко разворачивается возведение особняков для знати - таковой амплитуда приводит к экономическому и политическому кризису, охватившему эту страну в XVI веке. Темпы городской жизни ослабевают, и представители высшего дворянства уединяются в загородных резиденциях. Появляются необыкновенной красоты заборы, решетки для балконов и перегородок внутри дома, сложные декоративные элементы для украшения частных садов и парков.

Исходным материалом для изготовления решеток обычно служили четырехгранные, круглые и грациозные плоские прутья, а также железные полосы. В эпоху раннего Ренессанса украшениями служили спираль, волюта, плетенка и саблеобразные листья. Прутья, как правило, увенчивали по-разному моделированным листом. Решетку обрабатывали равномерно - не существовало таковых понятий, как парадная и тыльная сторона.

Постепенно декор становился целое более сложным: решетку украшали цветы и листья, бюсты и виды, которые штамповали либо отливали. Наряду с старыми способами соединения элементов решетки (с помощью связей и сквозных прутьев) с временем стали использовать сварку. Решетки окрашивали в яркие цвета, эта традиция сохранялась и в последующих стилевых эпохах вплоть до классицизма.

Решетки становились целое более популярны: они давали вероятность достичь невиданного доселе эффекта - каждый мог полюбоваться с стороны улицы безбедным особняком, а хозяин при этом чувствовал себя защищенным. Кроме того, лучшие макеты сами по себе были настоящими произведениями искусства.

Динамизм, свойственный эпохе барокко, упразднил статические вертикали рамы решетки, и на ведущий план появились сложные подвижные орнаменты. Побеги аканта, пальметты, картуши, волюты, цветы и листва чередуются друг с другом, представляя великолепные сложные заросли. Нельзя не упомянуть об исключительном эффекте перспективных решеток. Благодаря особому расположению решетчатых ворот, приближающемуся зрителю кажется, что перед ним открывается ворота в глубину, замыкаемую порталом.

В эпоху рококо решетчатый орнамент становится филиграннее, исчезают последние признаки члененности и симметрии. Безостановочное движение побегов, гирлянды листьев, цветов и другие мотивы разрушают единую плоскость решетки и выходят за ее пределы.

К концу XVII века горизонтальные и вертикальные линии возвращаются на свои места, архитектоника решеток вновь становится неприступной и ясной.

В РОССИИ начиная с XVII века в крупных городках разворачивается возведение дворцово-парковых ансамблей, и многие кузнечные мастерские переходят на изготовление больших и малых заборов. Старые русские мастера не едва отлично знали технологию, но и обладали большим художественным вкусом. Созданные ими заборы и решетки не терялись на любом фоне, были выразительны в архитектурном окружении и производили впечатление как вблизи, так и на дистанции.

Интересно, что уже с XVII века кованые железные изделия целое чаще вытесняются литыми чугунными. Но и в чугунном кружеве узоров есть своя необъяснимая прелесть. В деснице талантливого профессионала - будь то кузнец или литейщик - всякий металл становится "ручным" и позволяет "лепить" изделие грациознейшей вязи.