24.11.2017
Возникновение шариковой ручки
11.04.2010 15:45    Печать

Кому в настоящее время известно имя Джона Д. Лауда? А ведь именно он и есть первый разработчик шариковой ручки. Этот американский «Кулибин» из штата Массачусетс, который еще в 1888 г. получил патент на «авторучку с вращающимся наконечником» - небольшим шариком на конце полого стержня, заполненного чернилами.

За последующие тридцать лет Патентное Ведомство США выдало тристопятьдесят патентов на те же самые шариковые ручки, но ни одна из них не стала товаром.

Главным препятствием были чернила! Через чур жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман, а черезмерно густые застывали на шарике. В некоторых случаях удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо... До тех пор пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, - шариковую ручку, которая писала, в большинстве случаев, при температуре воздуха +21° С, ниже 18° С но, она засорялась, а выше +25° С - подтекала и оставляла кляксы.

Так на скрижали истории попали кроме автора первой шариковой ручки те люди, которые потратили не один десяток лет, чтоб это гениальное изобретение довести до ума и практичческого воплащения. Для каждого из них создание механизма и дизайна ручки было чрезвычайно важным и очень личным делом. Не случайно, все легендарные лейблы на фирменных и качественных ручках - чьи-то фамилии. За каждым из них своя сага, увлекательный роман длиною в век.

Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После Первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро, демобилизовавшись из венгерской армии, перепробовал ряд занятий. Он изучал медицину, искусство, увлекался гипнозом, но ни одна из профессий не заинтересовала его настолько, чтоб стать специальностью. Газетным делом он занялся случайно.

В 1935 году Биро издавал небольшую местную газету и часто сердился на свою авторучку. Чернила вытекали из ручки прямо на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовая лужа. Более того на первоклассной бумаге оставались кляксы, а на пальцах и на одежде Биро регулярно красовались чернильные пятна. Тогда Ладислав позвал брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. Потом опробовав десятки моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели свою шариковую ручку.

Как-то в тоже самое время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был в то время президентом Аргентины, Аугусто Юсто. Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась Вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и вскоре при помощи президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Эффект был грандиозным, таким образом произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, - они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но более того и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки. Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. В тоже время расходились ручки вяло. В конце концов, у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить.

Но им на помощь прилетели военные летчики США. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине в тоже самое время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на каждой высоте и их не требуется часто заряжать. Госдепартамент Соединенных Штатов попытался предложить американским фабрикантам изготавливать такие же ручки. Американская компания «Эберхард Фабер» решила попробовать монополизировать рынок и заплатила 500000 долларов за права на производство шариковых ручек; то есть, братья в первый раз получили прибыль за свое изобретение.

Примерно в это же время житель Чикаго по имени Мильтон Рейнолдс также столкнулся с ручками Биро в Аргентине. Он вернулся в США и выяснил, что такие ручки были уже запатентованы Джоном Д. Лаудом и другими американцами, но срок действия их патентов к тому времени истек. Поэтому он решил, что может, ничего не опасаясь, скопировать конструкцию Биро. Рейнолдс продал шариковые ручки за 12 долларов 50 центов через нью-йоркский универмаг Гимбельса. Новинка привлекла внимание, и Гимбельс продал всю партию в первый же день, все десть тысяч ручек! Много промышленников захотели примазаmься к славе удачливого предпринимателя. Рейнолдс нанял чемпионку по плаванию Эстер Уильяме, которая продемонстрировала, что шариковая ручка может писать более mого под водой. Другие же показывали, что ручка сообщает шариком вверх либо через стопку копировальной бумаги.

Но одна проблема все-таки оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки рабоmали неважно. Они подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек. Помимо этого, в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена - mакже. Шариковые ручки, совсем не так давно считавшиеся предметом •роскоши, стали продаваmься всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку более того за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались на чем свет стоит и клялись не преобретать шариковых ручек до конца собственной жизни.

Человека, который заставил покупателей отречься от подобных клятв, звали Марсель Биш (Bich). Он жил во Франции и был фабриканmом перьевых ручек и письменных принадлежностей. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он только наблюдал, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах.

Первопричиной этого, конечно, была вторая Мировая борьба - поcле нее ни в США, ни в Европе люди не могли себе позволить дорогие вещи. Все, что производилось в тоже время, было подчинено идее максимальной простоты и утилитарности. И на этом фоне идея Биша пришлась ко двору. Он решил cделать ручку одноразовой и cократить ее цену до цены стержня - 29 центов взамен 10 долларов. При всем этом задача была непроста - кроме низкой цены надо было обеспечить и надежность на уровне тогдашних перьевых ручек (досmигших к тому времени совершенства). Иначе шариковая ручка навряд ли бы нашла покупателей.

Проmоmипом ручки Марселя Биша послужила не черезчур удачная конструкция венгров братьев Биро. Особой популярностью они не пользовались из-за большинства изъянов, но в целом - это были шариковые ручки в современном понимании. Братья Биро продали Бишу права на изобретение, и тот приступил к работе...

Во время 2-ух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не заcыхая.

В 1953 году Биш начал серийное производство, и уже через два года в день продавалось по двести пятьдесят тысяч его ручек.

Изучив международный рынок, Марсель Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтоб его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, - Бик. Модель «Бик» cразу завоевала мировое признание.

Стоит тоже упомянуть, что вскоре Марсель Биш смог купить в свою собственность фирму «Ватерман», специализирующуюся на стильных перьевых ручках.

Марсель Бик изобретал все новые модели, придумывал различные дизайны ручек, но cтарый, надежный «Бик» не пересmавал быть главнейшим источником дохода компании.

 

Афоризмы для размышлений

В счастье не следует быть чрезмерно самоуверенным, а в беде не следует терять уверенность. Клеобул

Примечание об ответственности за содержание статей

Информация в статьях этого раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой каталога статей Jerbo.ru. Мнение сотрудников и администрации белого каталога статей Jerbo может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела, и остаются на усмотрение авторов статей.

Использование (копирование) материалов каталога статей Jerbo.ru разрешается только при использовании активной ссылки на каталог http://jerbo.ru.