24.11.2017
Ноты для детей
Автор: Maxim Tuner    26.03.2010 15:19    Печать

В своей профессиональной деятельности по первоначальной музыкальной подготовке детей, автор отмечает три условных, но, тем не менее, отчётливо выраженных три этапа такого обучения.

1. Знакомство детей с музыкой, как предметом обучения
2. Углубленное и конкретное изучение теории и практики музыки
3. Этап становления сознания ребёнка с повышением доли самостоятельной практической работы.

Все этапы одинаково важны и необходимы при обучении, кроме случаев проживания ребёнка в, так называемой, «музыкальной» семье, когда эти этапы безусловно присутствуют, но грани между ними несколько «размыты», то есть ребёнок в направлении музыкального образования воспитывается буквально с «пелёнок» и с раннего детства, порой подсознательно, осмысливает процесс своей музыкальной подготовки, как нечто само собою разумеющееся и в «вдалбливании» ему основ теории и практики музыки нет никакой необходимости, всё приходит к нему как бы само. Но эти случаи единичны, музыкальная подготовка таких детей отдана, как правило, «на откуп» родителям и в данной статье не рассматривается.

Никто не сомневается, что знакомство детей с музыкой вообще должно происходить с раннего возраста, чем раньше, тем лучше. В обычной семье это выражается в совместном прослушивании музыкальных произведений родителей и детей. Ребёнок самостоятельно, порой бессознательно, начинает воспроизводить слова и музыку, подпевать, что всячески должно поощряться, у ребёнка при этом повышается самооценка, закрепляются определённые навыки воспроизводства звукоряда по высоте и длительности отдельных звуков, возрастает стремление к дальнейшему совершенствованию. В этот период практически все дети одинаковы в своих желаниях познавать музыку и особых проблем с ними не возникает.

Устойчивое невосприятие музыки может возникнуть у детей из-за несовершенства существующих методик первоначального музыкального образования, применяемых до настоящего времени в общеобразовательной, а порой и в специализированной музыкальной школе, когда дети начинают осознавать, что даже незначительные успехи не приходят сами по себе, а являются результатом кропотливой и достаточно сложной для ребёнка работы. Некоторые основные аспекты первоначальной музыкальной подготовки детей, автор изложил на своём сайте donguluk2009.narod.ru.

Не рассматривая всю проблему в комплексе, рамки данной работы не позволяют сделать этого, автор попытался развить только одно направление музыкальной практики детей, а именно, совершенствование процесса знакомства детей с нотной грамотой. В раннем возрасте детская логика несколько примитивна, когда ребёнок осознаёт, что для того, чтобы хорошо и красиво петь и играть, нужно иметь не только природные данные, которыми, по их мнению, обладают все люди, но и глубокие знания. В самом начале нотная запись музыки для ребёнка выглядит абсолютно бессмысленной и непонятной «абракадаброй», воспринимается с настороженностью и ребёнок не видит в себе сил её понять. «Сгладить» процесс знакомства ребёнка с нотной записью, воспитание в нём убеждения, что он сможет во всём этом разобраться и ставил автор при разработке данной методики.

Ничего нового автор не «изобрёл», просто, в век компьютеризации всех жизненных процессов, попытался применить в первоначальной музыкальной подготовке детей современные и прогрессивные методы обучения. В частности, широко известный в настоящее время компьютерный редактор «Sibelius», позволяет весьма оригинальное, цветное и с различными картинками, изображение нот. Такие ноты дети воспринимают уже менее настороженно, пытаются в них разобраться, тем более, что в процесс музыкальной подготовки подключается компьютер, который сейчас для современных детей хорошо знаком и находит применение даже раньше, нежели приходит время заниматься музыкой. Компьютер в этом процессе до настоящего времени не находит широкого распространения только вследствии того, что сами музыкальные преподаватели, не владея основными приёмами работы с ним и отставая в компьютерной подготовке от детей, относятся к такой работе  с некоторой опаской.

В настоящее время автор издал несколько музыкальных сборников нот для детей, отличающихся от существующих сборников своим неординарным оформлением. Сборники выполнены в виде электронных книг, в которых, наряду с очень красивым и привлекательным для детей видом нот, присутствует возможность их звукового транслирования. Сборники комплектовались по тематике - ноты иностранных композиторов, классика, ноты казахского эпоса и национальных композиторов, популярные и дворовые мелодии, ансамбли и т.п. В каждый сборник включено по 15-20 очень простых в исполнении, предназначенных именно для первоначального обучения, произведений. Все произведения собраны в таблицы, состоящие из названия пьесы и смешного, подвижного «смайлика». При «клике» по названию, открывается страница с иллюстрированными цветными нотами, при «клике» по «смайлику» звучит мелодия. Программа позволяет одновременно прослушивать музыку и следить за нотами.

Опытная практика использования предлагаемого пособия показала его абсолютную эффективность. Был отмечен интерес детей к обучению, очень быстро дети сами активно включались в процесс обучения, сложные, при обычных и традиционных видах обучения, темы осваивались значительно быстрее и глубже, снизилась усталость и рассеянность ребёнка даже к концу урока, дети с удовольствием занимались изучением тем дома самостоятельно, прекрасно осознавая, что родители мало могут им помочь в этом, налицо повышение чувства ответственности уже на ранних стадиях музыкального обучения.

Музыкальные сборники можно без труда «скачать» на другом сайте автора: http://www.donguluk.ucoz.ru, где также освещены и некоторые другие проблемы музыкального воспитания и обучения детей. Кроме того, на сайтах представлены разработки автора по электронному сольфеджио, как довольно прогрессивному методу в музыкальной подготовке, а также материалы по настройке фортепиано, что является также одним из направлений деятельности автора.

Maxim Tuner

 

Афоризмы для размышлений

Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы. Хилон

Примечание об ответственности за содержание статей

Информация в статьях этого раздела носит информативный характер и не является инструкцией к действию или услугой каталога статей Jerbo.ru. Мнение сотрудников и администрации белого каталога статей Jerbo может не совпадать с мнениями изложенными в материалах этого раздела, и остаются на усмотрение авторов статей.

Использование (копирование) материалов каталога статей Jerbo.ru разрешается только при использовании активной ссылки на каталог http://jerbo.ru.